«Донские ведомости» №79, 3/16 апреля 1919, с.1 *

 

К вопросу об ориентациях

 

 

Давно уже на германо-французском фронте прозвучал генеральный отбой. От Средиземного моря до Балтики умолк пушечный рев. Измученное человечество готово было вновь поверить в торжество права и справедливости. Демобилизация многомиллионных армий, Версальский конгресс, союз народов – всё это должно бы было вселять уверенность в то, что величайшие потрясения и сдвиги закончились, на место разрушения явится созидательная работа и что уроки прошлого надолго обеспечат исстрадавшемуся миру достойное существование и, быть может, откроют новую эру возрождения.

Но как и в мире вещей – в общественно-политической жизни не сразу и не скоро расходится зыбь взбудораженных страстей: «Вода уходит, а пропасти и камни остаются», – говорит старая кавказская пословица.

Мировая война угасла, но междоусобица не прекращается. И еще трудно представить, во что могут вылиться в серединной Европе местные распри и не втянут ли они народы в новый водоворот социальной борьбы…

Территориальная изолированность, необходимость самозащиты в каждом отдельном случае и перекрещивающиеся интересы политических деятелей и групп явочного характера создают путаницу, надолго отдаляющую истинный мир, по которому так истосковались все и во имя которого ведется жестокая братоубийственная война…

Оттого так горьки разочарования в заманчивых миражах, оттого так крепка иногда вера в несбыточное. Миражем для иных оказалась надежда на немедленную и самую решительную помощь извне. С упованием чертят другие магический треугольник: Деникин – Колчак – Гинденбург…[1]

Для тех, кто не только верит, но и учитывает факты в их истинном значении, опираясь на опыт истории, должно быть ясно, что дело внутреннего устроения государства есть, прежде всего и главным образом, дело самой нации. Внешняя помощь является обстоятельством исключительным и всегда влекущим за собой тяжелые последствия.

Вне всяких социальных утопий Россия должна быть объединена силою своего национального быта, духом народной культуры и восстановлена деятельностью собственных творческих сил. Только при таких условиях наше отечество может со временем оказаться в ряду великих государств, претендующих на лучшее будущее.

Ориентация на реальную силу старой формации – плод недоразумения. Германия Вильгельма, Гинденбурга и Германия Шейдемана-Эберта не одно и то же[2]. И если бы нам на самом деле суждено было получить какую-либо поддержку именно с ближнего запада, то, во всяком случае, это было бы допущено не в угоду пангерманской позиции, а лишь в согласии с общей идеей умиротворения в Европе и в интересах внешней независимости России, не связанной по рукам и ногам кабальными обязательствами.

Союзники России – внутри России. Сила граждан – во взаимном понимании. И если бы это понимание было установлено год тому назад, мы не пережили бы тягчайших потрясений, а по пути национального возрождения и всечеловеческого прогресса ушли бы далеко вперед.

 

––––––––––––––

 



* Редакционная статья в жанре «хроники», без подписи.

[1] Антон Иванович Деникин (1872-1947) герой Русско-японской и 1-ой мировой войн, ген.-лейт. Генерального штаба (1916), главнокомандующий войсками Юго-Западного фронта. В авг. 1917 был арестован Временным правительством за поддержку выступления Корнилова. С 29 авг. по 17 нояб. 1917 под арестом в Быхове. В начале янв. 1918 командующий войсками Добровольческой Армии, участник Кубанского («Ледового») похода, заместитель ген. Корнилова. С 26 дек. 1918 по 22 марта 1920 главнокомандующий вооруженными силами Юга России. Заместитель Верховного Правителя России (1919–1920). К началу 1919 года Деникину удалось подавить большевистское сопротивление на Северном Кавказе, подчинить себе казачьи войска Дона и Кубани, отстранив от руководства донским казачеством прогермански ориентированного генерала Краснова, получить через черноморские порты от союзников России по Антанте большое количество оружия, боеприпасов, снаряжения, и в июле 1919 начать широкомасштабный поход на Москву. К окт. 1919 войска Деникина заняли Донбасс и обширную область от Царицына до Киева и Одессы; 6 окт. вошли в Воронеж, 13 окт. в Орёл. С середины окт. 1919 положение белых армий Юга ухудшилось, их тылы были разрушены махновским рейдом по Украине. В октябре Красная армия перешла в контрнаступление. Зимой 1919–1920 деникинские войска оставили Харьков, Киев, Донбасс, Ростов-на-Дону, в февр.-марте потерпели поражение на Кубани, в марте оставили Новороссийск. В марте-апр. 1920 Деникин передал командование Вооруженными силами Юга России барону Врангелю и отбыл через Стамбул в Англию. Жил в Бельгии, Венгрии, Франции. После оккупации Франции Германией отказался от предложений немцев о сотрудничестве. Призывал эмигрантов не поддерживать Германию в войне с СССР, выдвинув лозунг «Защита России и свержение большевизма». Умер в эмиграции в США. (По материалам «Википедии» и др. источникам.)

Александр Васильевич Колчак (1874-1920), в 1906-1909 и 1911-1914 служил в Морском Генштабе. В 1-ю мировую войну начальник оперативного отдела Балтийского флота, затем командир минной дивизии. С июля 1916 командующий Черноморским флотом. После Февральской революции 1917 командирован в качестве начальника морской военной миссии в США, адмирал (1917). В окт. 1918 с английским генералом А.Ноксом прибыл в Омск и 4 ноября назначен военным и морским министром белогвардейского «Сибирского правительства». 18 ноября 1918 при поддержке кадетов, белогвардейских офицеров и интервентов совершил переворот, ликвидировал эсеро-меньшевистское правительство, установил военную диктатуру, принял титул «верховного правителя российского государства» и провозгласил себя верховным главнокомандующим всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России. Финский генерал К. Маннергейм предложил Колчаку двинуть на Петроград 100-тыс. армию в обмен на независимость Финляндии, но К., выступавший за "единую и неделимую" Россию, отказался. К лету 1919 главная группировка войск К. была разбита. После разгрома бежал из Омска в Иркутск, где 27 декабря 1919 был взят под охрану чехословацкими войсками. 15 января 1920 выдан эсеро-меньшевистскому политцентру, а затем по требованию восставших рабочих передан Иркутскому большевистскому ревкому. После следствия по приговору ревкома расстрелян. (С сайта «Хронос» – http://www.hrono.ru).

Гинденбург Пауль, фон (1847–1934), президент Веймарской республики. Участвовал в церемонии провозглашения Германской империи в Версальском дворце (18 января 1871). После войны учился в Военной академии (до 1876), в 1878 определен в генеральный штаб, в 1914 назначен командующим 8-й армии в Восточной Пруссии (начальником штаба этой армии был генерал Э.Людендорф), разгромил русские армии, вторгшиеся в Восточную Пруссию, сначала в сражении под Танненбергом (26–31 августа), а затем у Мазурских озер (7–12 сентября). Поздней осенью вторгся в Польшу и выиграл сражение за Лодзь. В 1915–1916 воевал на восточном фронте, а в августе 1916 возглавил генеральный штаб вооруженных сил Германии. Зимой 1917–1918 вместе с Людендорфом готовил мартовское (1918) наступление на западном фронте, надеясь завершить войну до вступления в нее США, но Г-у не удалось взять Амьен, французский генерал Ф.Фош предпринял контрнаступление во втором сражении на Марне и взял инициативу в свои руки. 28 сентября 1918  призвал правительство заключить перемирие. В ходе революции 1918 поддержал сторонников республики, ушел в отставку в 1919, в 1925 в возрасте 78 лет был избран рейхспрезидентом Веймарской республики. В течение первого срока следовал статьям Веймарской конституции 1919, удерживал рабочих от забастовок, оказывал содействие программе Г.Штреземана по реализации Локарнских договоров и вступлению в Лигу наций. На президентских выборах 1932 во втором туре получил 53% голосов против 36,8%, поданных за Гитлера, и был переизбран рейхспрезидентом. Попытки рейхсканцлера К.фон Шлейхера расколоть нацистскую партию не имели успеха, и 30 января 1933 Г. назначил на пост канцлера Гитлера. (Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GINDENBURG_PAUL.html).

[2] Вильгельм II Гогенцоллерн (1859-1941), последний кайзер Германии, вступил на трон в 1888 г. и правил Германией во время 1-й Мировой войны; быстро утратил приобретенную им на первых порах популярность в широких буржуазных и мелкобуржуазных кругах общества отставкой Бисмарка. Когда в 1918 матросы в Киле восстали и захватили город, а затем революция расширилась по всей стране, отрекся от престола и сбежал в Голландию.

Шейдеман Филипп (1865-1939), деятель правого крыла германской социал-демократии. По профессии типографский рабочий. В феврале - июне 1919 глава первого правительства Веймарской республики.

Эберт Фридрих (1871-1925), один из правых лидеров германской социал-демократии, по профессии шорник, в 1916 возглавил социал-демократическую фракцию в рейхстаге. С февраля 1919 – президент Германии. (С сайта «Хронос» – http://www.hrono.ru).