<<Назад

   1821. Павел Прусский. Путешествие мое по Кавказской епархии в 1876 я 1877 годах.-Поли. собр. соч. Т. 2. М., 1897, с. 381-406.

   Др. публ.-В кн.: Собр. соч. Изд. 3-е. Ч. 2. М., 1879; Собр. соч. Изд. 4-е. Ч. 2. М., 1883.-В журн.: ДЧ, 1878, ч. 1, № 3. То же. Отд. отт. М., 1878. Об авторе см. № 1903-1908.

   297

    Поездка с миссионерскими целями по старообрядческим селениям Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Быт, обычаи и нравы старообрядцев различных согласий. Их наставники.

   1822. Поездка в раскольнические скиты братьев Колмаковых.- ТобЕВ, 1892, № 19/20, с. 430-436. В конце текста: N. N.

   Автор - представитель духовной администрации при осмотре скитов светскими властями.

   Июль 1892. Осмотр женского и мужского общежительных скитов в Ялуторовском округе Тобольской губернии. Быт старообрядцев.

   

   1823. Протодьяконов П. Из дневника противораскольнического миссионера.- КамчЕВ, 1894, № 5, с. 104-110; № 6, с. 126-132; № 8, с. 170-176.

   Автор - священник.

   Июль - авг. 1893. Дневник поездки по Зазейскому краю. Быт, обычаи и нравы старообрядцев различных согласий. Миссионерская деятельность автора.

   1824. Рассказ о возвращении к православной церкви.- "Истина", 1878, кн. 59, с. 41-58.

   Автор-старообрядец филипповского согласия.

   1873-1877. Знакомство с богословской литературой. Споры со старообрядцами. Поездка в Москву. Присоединение к православию на началах единоверия. Деятельность по распространению православия.

   

   1825. Родионцев В. А. Воспоминания о моей жизни в старообрядстве и обращение в лоно св. соборной и апостольской церкви.- БС, 1897, т. 2, № 6, с. 100-112; № 7, с. 222-243; № 8, с. 353-367. Прил.: письма разные лиц. То же. Отд. отт. М., 1897.

   Родионцев Василий Андреевич (р. 1867), старообрядец лужковского согласия, иконописец, впоследствии православный миссионер.

   1867-1893. Детство в Новозыбкове Черниговской губернии. Воспитание в старообрядческой семье. Встречи со старообрядцами белокриницкого согласия. Старообрядческий собор в посаде Лужки. Присоединение к православию.

   1826. Родионцев В. А. О посаде Тимошкин Перевоз и посещении оного преосвященным Антоняем, епископом черниговским и нежинским.- БС, 1897, т. 2, № 9, с. 496-503.

   Об авторе см. № 1825.

   .90-е гг. Миссионерская деятельность среди старообрядцев посада Тимошкин Перевоз Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Открытие школы. Прибытие епископа Антония, его встречи и беседы со старообрядцами.

   1827. Самохин П. Из дебрей раскола в лоно св. церкви. (Воспоминания: из жизни в расколе).- ОренбЕВ, 1902, № 15, с. 544-553; № 16, с. 569-579; № 17, с. 610-619. То же. Отд. отт. Оренбург, 1902.

   Самохин Петр, единоверческий священник села Петропавловского Орского уезда Оренбургской губернии.

   60-90-е гг. История старообрядчества в Петропавловском. Наставники: И. Фомин, В. Барышников, X. Анисимов. Разногласия между ними по религиозным вопросам. Поездка в Москву с целью устранения разногласий. Прием старообрядческой депутации Павлом Прусским. Возвращение на Урал и переход в единоверие.

   1828. Серебреников С. З. Рассказ крестьянина Сенногубского прихода С. Серебреникова о том, как он совратился в раскол и возвратился в православие. [Публ. К. Плотникова].- ОлонЕВ, 1901, № 4, с. 155-160.

   Серебреников Семен Захарович, житель деревни Клементьевской Олонецкой губернии.

   70-90-е гг. Переход в старообрядчество и возвращение в православие.

   1829. Спиглазов С. Мое обращение из раскола в православие. (Краткое жизнеописание обратившегося из раскола ныне единоверческого священника Саввы Спиглазова).- В кн.: Миссионерские статьи под названием "Истина". Вып. 1. Псков, 1887, с. 157-172.

   298

   Др. публ. (с сокр.)-ТобЕВ, 1889, № 3-4 (под загл.: Краткое жизнеописание обратившегося из раскола ныне единоверческого священника Саввы Спиглазова).

   70-80-е гг. Детство. Взгляды старообрядцев спасовского согласия. Поездка на Дон. Встречи с "беспоповскими" начетчиками. Переход в белокриницкое согласие и рукоположение в священники.

   1830. Чегодаева М. Г. Рассказ Марфы Гордеевны Чегодаевой, урожденной Самротиной, деревни Лужковой, Очерской волости, Оханского уезда, Пермской губернии. [Запись К. М. Дробинина].- В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 3. Спб., 1910, е. 274-276. То же. Отд. отт. Спб., 1910.

   1850-е гг.- 1904. Дед Чегодаевой, его жизнь в Турции, возвращение в Россию. Притеснения властями старообрядцев и их жалоба министру внутренних дел. Последствия жалобы.

   

   1831. Чудновский С. Л. Раскольники на Алтае. (Выдержки из дневника).-СевВ, 1890, № 9, с. 37-74 (паг. 2-я).

   Об авторе см. № 1193.

   2 марта - 21 апр. 1885. Поездки по Бийскому округу Тобольской губернии. Деревни Верхняя Каянчи, Нижняя Каянчи, Шульгин Лог и др. Встречи со старообрядцами, их взгляды, обычаи, нравы, внешний вид. Течения внутри старообрядчества.

   

   1832. Шадрина У. Страничка из прошлого. (По рассказу бабушки).- "Златоструй", 1910, № 2, с. 49-51 (паг. 2-я).

   Шадрина Ульяна, старообрядка Бийского уезда Тобольской губернии.

   Вторая половина XIX в. Изложение воспоминаний бабушки автора Иули-нии о приезде в деревню земского заседателя Сосунова и его расправе с новобрачными старообрядцами.

   

Старообрядцы, приемлющие священство ("поповцы")

   1833. Антонов Е. А. Воспоминания о жизни в расколе и обращении в православие.-БС, 1896, т. 2, № 19/20, с. 662-691; 1897, т. 1, № 1, с. 45- 68; № 2, с. 192-241; № 3, с. 370-394. То же. Отд. отт. М., 1897.

   Антонов Егор Антонович (ум. 1901), писец в канцелярии старообрядческого епископа Антония Шутова, затем православный миссионер.

   50-80-е гг. Переход семьи автора из православия в старообрядчество. Переезд в Москву. Деятельность Антония Шутова, Арсения Швецова и других по распространению старообрядчества. Знакомство с И. Г. Кабановым ("Ксе-носом") и Павлом Прусским (1878), отход от старообрядчества, жизнь в Никольском Преображенском единоверческом монастыре.

   1834. Антонов Е. А. Несколько воспоминаний о том, как на моих глазах распространялся раскол.- БС, 1886, т. 1, № 8, с. 619-627. В конце текста: Е. А-в.

   Об авторе см. № 1833.

   1866-1885. Работа в канцелярии Антония Шутова (1866-1878). Миссионерская деятельность Антония, а также Арсения Швецова. Распространение старообрядчества в Нижегородской губернии и в Москве.

   1835. Белоцветов А. Козьма Иванов, обращенный из раскола. Из дневника сельского священника.- ДЧ, 1870, ч. 1, № 3, с. 102-ПО (паг. 3-я).

   Белоцветов Алексей.

   1864-1866. Беседы со старообрядческим начетчиком деревни Черной Нижегородской губернии Ивановым. Его присоединение к православию. Миссионерская деятельность Иванова.

   1836. Богомолов Ф. Н. Рассказ бывшего старообрядца об его жизни в расколе и обращении в православие. ["Несколько слов от издателя" Н. Субботи на].-ДЧ, 1866, ч. 2, № 6, с. 133-176.

   299

    Др. публ.-СЕВ, 1866, № 38-40.

   Богомолов Федор Николаевич (р. 1838).

   1830-е гг.- 1865. Семья автора. Ее бегство в иргизские скиты и Турцию, возвращение в Россию. Служба у купцов в Бессарабии. Споры вокруг старо-обрядческого "Окружного послания". Присоединение к православию.

   1837. Богословский Н. Из дневника миссионера.- ТобЕВ, 1893, № 3/4, с. 73-75; № 7/8, с. 154-156; № 19/20, с. 369-371; 1894, № 5, с. 46-49.

   Богословский Николай, священник.

   60-70-е гг. Старообрядческое население в устье Ишима (Тобольская губерния). Быт, нравы и обычаи "беглопоповцев". Старообрядцы белокриницкого согласия.

   1838. Бородиневский А. Ф. Несколько воспоминаний о жизни в расколе.-БС, 1894, т. 2, № 13, с. 227-240. То же. Отд. отт. М., 1894.

   Бородиневский Агафон Федорович (р. 1863), бывший старообрядец-не-окружник.

   1863-1889. Жизнь в посаде Воронок Черниговской губернии и в Бессарабии. Быт бессарабских старообрядцев. Присяга Александру III. Отношения между священниками белокриницкой иерархии и "беглопоповцами". Белокриницкий начетчик Е. А. Бесчастнов. Присоединение к православию на началах единоверия.

   1839. Бояршинов И. А. Воспоминания о моей поездке в Москву.- ПермЕВ, 1901, № 19, с. 491-500; № 20, с. 519-529.

   Бояршинов Иван Артамонович, старообрядец белокриницкого согласия, впоследствии православный миссионер.

   1893. Переход в православие. Поездка в Москву. Дискуссии со старообрядческим епископом Савватием. Посещение Рогожского кладбища. Встреча с Павлом Прусским. Рассказ бывшего белокриницкого епископа Онуфрия об основании в 1846 г. белокриницкой иерархии.

   1840. Бунт раскольников в 1859 году. (Из воспоминаний о Сибири).- ИВ, 1893, т. 52, № 4, с. 162-168. В конце текста: Е. Р.

   Автор руководил подавлением волнений старообрядцев в Верхнеудинском округе Забайкальской области.

   Появление среди старообрядцев беглого священника, его арест светскими властями, выступление "беглопоповцев" в его защиту. Приезд на место происшествия генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского. Меры, принятые им против старообрядцев.

   1841. Власов И. Е. Рассказ крестьянина.-БС, 1892, т. 1, № 3, с. 214-220. Др. публ.- В кн.: Рассказы бывших старообрядцев о жизни в расколе

   и обращении в православие. Вып. 1. М., 1892.

   Власов Иван Емельянович, бывший старообрядец белокриницкого согласия, житель Омутнинского завода Вятской губернии.

   80-е гг. Отец автора. Белокриницкий священник И. Перфильев, споры с ним по церковным вопросам, его злоупотребления. Отход от старообрядчества и присоединение к православию.

   1842. Воробьев П. Л. Рассказ о моей жизни в расколе и присоединений к святой соборной и апостольской церкви Христовой.-БС, 1890, т. 1, № 6, с. 449-472. То же. Отд. отт. Владимир, 1890.

   Воробьев Петр Леонтьевич (р. 1854), приказчик.

   1850-е гг.- 1884. Быт старообрядцев белокриницкого согласия в Богородском уезде Московской губернии. Споры вокруг "Окружного послания" и разделение старообрядцев на окружников и неокружников. Поступление приказчиком к фабриканту А. В. Смирнову. Его переход в православие. Беседы с Павлом Прусским. Встреча с белокриницким епископом Антонием Шутовым и Арсением Швецовым. Присоединение к православию.

   1843. Востряков С. И. Крестьянина Сидора Иванова Вострякова рассказ о жизни в расколе и переходе из раскола в церковь. [С предисл. "От редак ции"].-БС, 1884, т 1, № 4, с. 171-194. То же. Отд. отт. М., 1884.

   300

   1860-е гг.- 1883. Детство в семье старообрядца-неокружника в селе Бакур Сердобского уезда Саратовской губернии. Споры "поповцевэ с "беспоповцами". Наставник "поповцев" А. Я. Слепухин. Разногласия окружников с неокружниками. Беседы автора с православным миссионером К. Поповым, расхождения с наставниками и родственниками. Присоединение к православию на началах единоверия.

   

   1844. Заседателев И. Рассказ о моем пребывании в расколе и обращении из раскола.- БС, 1890, т. 1, № 7, с. 528-538. То же. Отд. отт. М., 1890.

   Заседателев Иван (р. ок. 1845).

   40-80-е гг. Родители. Детство в Саратовской губернии. Переход в бело-криницкое согласие. Знакомство с "Окружным посланием". Белокриницкий наставник Перетрухин. Православный миссионер Владыкин и его помощники.

   

   1845. Из старообрядческого быта. (Воспоминания по поводу 14 ноября).- КострЕВ, 1906, № 1, с. 12-16. В конце текста, Елевферий Ег-в.

   Автор (р. ок. 1866), бывший старообрядец белокриницкого согласия. 14 ноября 1885. Свадьба в белокриницкой старообрядческой семье. Споры автора с другими старообрядцами по церковным вопросам.

   

   1846. Карамин Д. В. Воспоминания о жизни моей в расколе и по выходе из раскола.-БС, 1895, т. 1, № 1, с. 58-72. То же. Отд. отт. М., 1895.

   Карамин Дмитрий Васильевич (р. 1862), старообрядец белокриницкого согласия.

   1862-1893. Детство в посаде Воронок Черниговской губернии. Родители и родственники. Женитьба. Православный миссионер К. Крючков. Присоединение к православию на началах единоверия (1889). Строительство единоверческой церкви.

   1847. Кожевников В. Е. Рассказ бывшего старообрядца о своем обращении из раскола в православие.-БС, 1875, т. 1, № 1, с. 9-51 (паг. 1-я). Прил.: Письма М. С. Дударева.

   Кожевников Василий Егорович.

   1840-е гг.- 1865. Детство в старообрядческой семье в селе Фролово Калужского уезда Калужской губернии. Назначение уставщиком при белокри-ницких священниках-окружниках. Приезд белокриницкого епископа Конона (1856). Знакомство с автором "Окружного послания" И. Г. Кабановым ("Ксе-носом"). Подписание белокриницкими епископами "Окружного послания". Избрание Антония Шутова московским старообрядческим архиепископом (1863). Встреча с православным архиепископом калужским Григорием и присоединение к православию.

   1848. Кокурочников И. Я. Бывшего старообрядца И. Я. Кокурочникова повествование о жизни в расколе и обращении в православие.-БС, 1891, т. 1, № 5, с. 331-343. То же. Отд. отт. М., 1891.

   Автор (р. 1868) -житель Вольска Саратовской губернии.

   1858-1889. Детство в семье старообрядцев. Присоединение к белокри-ницкому согласию. Служба уставщиком. Споры старообрядцев различных согласий. Переход от неокружников к окружникам. Переезд в Самарскую губернию и присоединение к православию на началах единоверия (1889), поступление в саратовскую кирилло-мефодиевскую школу.

   

   1849. Корегин К. И. Мои воспоминания о жизни в расколе. Нижний Новгород, тип. газ. "Волгарь", 1901. ИЗ с.

   Др. публ. (с сокр.).-БС, 1892, т. 1, № 7-9. То же. Отд. отт. М., 1892.

   Автор (р. 1856), сотрудник журнала "Братское слово".

   1856-1884. Детство. Жизнь старообрядцев в селе Городец Балахнинско-го уезда Нижегородской губернии. Переход в белокриницкое согласие. Православный миссионер И. П. Ломакин. Старообрядец Арсений Швецов. Поездка в Москву. Быт и нравы московского старообрядческого духовенства. Встреча с Павлом Прусским (1882). Присоединение к православию. Полемические высказывания против старообрядчества.

   

   1850. Корнишин Я. Рассказ бывшего раскольника беглопоповской секты, крестьянина села Казачей Пелетьмы Мокшанского у., Иакова Корнишина

   301

    о его жизни в расколе и обращении в православную церковь. Сообщ К. По пов.-ПензЕВ, 1896, № 5, с. 125-135.

   1870-е гг.- 1883. Разлад в "беглопоповской" общине в связи с разногласиями наставников. Суеверия в среде старообрядцев. Поездка к начетчику А. Копейкину. Присоединение к православию на началах единоверия.

   

   1851. Коротков С. С. Рассказ о жизни моей в расколе. [Публ. Д. Александрова].-БС, 1893, т. 1, № 10, с. 800-805. То же. Отд. отт. М, 1893.

   Коротков Степан Саввинович (р. 1853).

   1853-1891. Жизнь в семье старообрядцев в Саратовской губернии. Присоединение к "беглопоповскому" согласию (1867). Споры белокриницких и "беглопоповских" наставников. Переход в православие.

   1852. Кротов А. И. Рассказ о моей жизни в расколе и возвращении из раскола в православную церковь.-БС, 1893, т. 1, № 8, с. 627-635. То же. Отд. отт. М., 1893.

   Кротов Андрей Иванович (р. 1861).

   1861-1880-е гг. Поездка за границу и присоединение там к белокриниц-кому согласию. Служба пономарем белокриницкой церкви в Бессарабии. Присоединение к православию на началах единоверия.

   

   1853. Курышов В. Ф. Описание моей жизни в расколе, бесед с раскольническими учителями и обращение к православной церкви.-БС, 1897, т. 1, № 8, с. 368-386; № 9, с. 459-471. Прил.: Письма Арсения Швецова к автору. То же. Отд. отт. М., 1897.

   Курышов Влас Филиппович (р. 1866).

   1866-1896. Детство в "беглопоповской" семье. Быт и нравы беглых священников Саратовской губернии. Споры с единоверцами. "Беглопоповский" священник И. Беляев. Переход в белокриницкое согласие (1887). Поездка .в Петербург и Москву. Встречи и беседы с белокриницким епископом Савватием и Арсением Швецовым. Присоединение к православию на началах единоверия.

   1854. Мартынов П. И. Повествование бывшего беглопоповца об его жизни в расколе.-БС, 1894, т. 2, № 19, с. 589-598; № 20, с. 670-683. То же. Отд отт. М., 1894.

   Мартынов Петр Иванович (р. 1866), старообрядец "беглопоповского" сог-

   ласия.

   1866-1893. Детство в деревне Еремкино Тверской губернии. Споры с "беглопоповским" уставщиком. Беглый священник П. Щепетов. Смерть отца. Встречи в Москве с белокриницким епископом Савватием, начетчиком Петрухиным и Павлом Прусским. Присоединение к православию.

   

   1855. Наймушин С. А. Моя жизнь в расколе. (Бывшего лже-попа Самуила Андреева Наймушина).-ВятЕВ, 1897, № 5, с. 211-216; № 6, с. 261 - 266; № 8, с. 382-389; № 10, с. 492-509; № 12, с. 594-602; № 18, с. 877-886, № 19, с. 936-943; № 20, с. 998-1004. То же. Отд. отт. Вятка, 1897.

   Автор (р. 1845)-старообрядец белокриницкого согласия.

   1845-1896. Детство в Глазовском уезде Вятской губернии. Родные и родственники. Беловодский архиепископ Аркадий и его деятельность по распространению старообрядчества. Присоединение к неокружникам и рукоположение в священники. Споры белокриницких иерархов. Переход к окружникам и деятельность в качестве миссионера. Присоединение к православию.

   1856. Одначев В. Моя жизнь в расколе и обращение в православие.- БС, 1897, т. 1, № 5, с. 677-686. То же. Отд. отт. М., 1897.

   Автор (р. 1859), старообрядец белокриницкого согласия.

   1859-1886. Родители. Жизнь старообрядцев хутора Морской Области войска Донского. Назначение уставщиком. Дискуссия старообрядческого епископа Силуана с "беглопоповцами". Военная служба. Отказ от должности уставщика. Присоединение к православию.

   1857. Орехов А. И. Моя жизнь в расколе и обращение из раскола к церкви.- БС, 1884, т. 2, № 13, с. 129-139. То же. Отд. отт. М., 1884.

   Орехов Афанасий Иванович (р. 1828), крестьянин.

   302

   1828-1884. Детство в "беглопоповской" семье в Калужской губернии. Переезд в Петербург (1840). Деятельность в качестве начетчика (1851). Присоединение к белокриницкому согласию. Распространение старообрядчества в Петербурге. Переход в православие.

   

   1858. Петров С. Рассказ бывшего старообрядца поповца о своем обращении из раскола в православие - СмЕВ, 1888, № 19, с. 823-837. В конце текста: С. П.

   Автор (р. 1855), старообрядец белокриницкого согласия.

   1855-1888. Родители и родственники. Положение старообрядцев белокриницкого согласия в Гжатском уезде Смоленской губернии. Поездка в Москву. Характеристика беглых священников. Присоединение к православию.

   

   1859. Петухин А. А. Автобиография бывшего старообрядца, а ныне сына православной церкви.-БС, 1896, т. 2, № 13, с. 217-226; № 14, с. 295-307; № 15/16, с. 408-436, № 17/18, с. 553-570; 1897, т. 1, № 4, с. 524-550; № 5, с. 651-673. То же. Отд. отт. М., 1897.

   Петухин Алексей Александрович (р. 1853), старообрядец.

   1853-1896. Родители. Жизнь старообрядцев Мещовского уезда Калужской губернии. Переход из православия в "беглопоповское" согласие (1871). Присоединение к белокриницкому согласию. Владелец моленной В. А. Смирнов и его конфликт со старообрядческим обществом. Деятельность православных миссионеров. Следствие по делу о моленных. Знакомство с Павлом Прусским. Присоединение к православию.

   1860. Решетов Ф. К. Священник о. Козьма Вдовин.-СтМ, 1913, № 9, с. 888-891 с портр.

   Автор - родственник Вдовина.

   1860-е гг.- 1913. Воспоминания в форме некролога. Рукоположение Вдовина в священники белокриницкой иерархии. Его встреча с епископом Софро-нием и присоединение к окружникам. Церковно-просветительская и благо-чинническая деятельность. Болезнь и смерть в Уральске.

Вперёд>>