В.И. Вернадский
Дневники
1926 г.    1927 г.    1928 г.    1929 г.    1930 г.    1931 г.    1932 г.    1933 г.    1934 г.    1935 г.    1936 г.    1937 г.    1938 г.    1939 г.    1940 г.    1941 г.


Текст сканирован по книгам: В.И.Вернадский. Дневники. 1926-1934. М. 2001;
В.И.Вернадский. Дневники. 1935-1941. Книга 1. 1935-1938. М. 2006;
В.И.Вернадский. Дневники. 1935-1941. Книга 2. 1939-1941. М. 2006.
Более ранние дневники 1919-1925 см. в архиве С.Ф. Мингалеева: http://vernadsky.lib.ru/

Полный текст книги Дневников 1926-1934: (vernadsky1926-1934.zip, 1.34Mb)
Выходные данные и предисловия книги 1926-1934
Приложения, указатели и оглавление книги 1926-1934
Полный текст книги Дневников 1935-1938: (vernadsky1935-1938.zip, 900Kb)
Полный текст книги Дневников 1939-1941: (vernadsky1939-1941.zip, 666Kb)


5/18. I. [1]920 [по дороге из Новороссийска в Феодосию, на пароходе "Ксения":]
"С нами едет очень простой и милый израненный полковник Острокопытов. Был в плену в Германии; очень высокого мнения о немцах. Производит самое хорошее впечатление здравостию своих суждений. Его плен был ему впрок. Он теперь едет в Херсон, начальник стражи. 3 месяца назад из Совдепии; вернулся в Германию прямо из Совдепии. Жил все время в Брянске; жизнь впроголодь; комунисты, которые занимают лучшие места и имеют вдоволь продуктов - они всем верховодят. Духовенство принижено, поставлено вне всяких преимуществ, наряду с буржуазией. Никакого религиозного подъема нет. Нет ни одного более авторитетного лица среди духовенства. Нет течения религиозного и среди молодежи. Из всех гимназистов подписали прошение о преподавании Закона Божьего - 10 человек, ответа не получили. Преподавание в гимназии не идет уже со второй половины 1918 года, преподаватели получили другие места, служат и гимназисты. Крестьяне поддерживают большевиков, посколько они отдали всю землю помещиков, но недовольны комунистическим распределением продуктов. Засеяна 1/? часть земли, нет семян, все отбирают большевики по твердым ценам. Среди детей идет пропаганда большевизма, особенно в летних колониях. Сыск развит чрезвычайно. Расстрелы идут непрерывно в местных чрезвычайках (б[ольшею] ч[астью] хулиганы, грабители, "контрреволюционеры"). Евреев очень много - на первых местах они всюду. Несомненно, они проводят сейчас комунизм в жизнь. Гнет чрезвычайный. Острокопытов рассказывал такой случай (он домовладелец, инвалид, получал пенсию 1800 р. в месяц) - его арестовали и в чрезвычайку. Обвинение - что он ругал большевизм там-то: он проходил по этому месту с[о] знакомым и в разговоре действительно что-то говорил неодобрительно о большевиках. Знакомый вне подозрений в доносе."

12/25. I. [1]920 [под Ялтой, Горная Щель. Дача Бакуниной:]
"Максимы Ля Рошфуко иногда удивительны. Мораль и человеческие взаимоотношения - одни из наименее меня интересующих вопросы - но красива их форма. Стремление выразить мысль кратко и сжато. Тут ведь тоже бесконечное, и иногда человек достигает в 3-5 словах поразительной глубины. Я не раз мечтал дать своей мысли на досуге эту форму выражения, т. к. она наиболее свободно от внешних рамок позволяет выразить мысль и заставляет, отчеканивая фразу, углубляться в ее содержание, раскрывать и для себя самого глубину достигнутого. Помню, что это мне захотелось сделать, когда много лет назад, во время одной из своих поездок, читал Марка Аврелия и позже, когда переглядывал дневник Амьэля [Амьель А.-Ф. Из дневника / Пер. с фр. М. Л. Толстой. Под ред. и с предисл. Л. Н. Толстого. СПб., 1894]. Не знаю, сохранились ли и сохранятся ли среди моих рукописей листочки с набросками этого рода, которые я временами вел, - но я думаю, что среди охватывавших и проникавших меня мыслей, есть заслуживающие сохранения. Сейчас, читая "Sprache" Гете - неотделанные и иногда не изящные по форме и безобидно злые изящные выводы из жизни Ля Рошфуко, невольно чувствуешь и эстетическую сторону этого рода творчества - стремление к тому, что иногда достигал Гете и к чему стремился Ля Рошфуко, шедший в это время новатором - после древних? А Монтень, который одно время так меня привлекал?"

[10.IX.1940, Москва] В Малом Ярославце на днях покончила жизнь самоубийством врач-хирург, отдававшаяся вся своему делу. Ее муж, комсомолец, был сперва сослан, а потом расстрелян. Она оставила записку, в которой говорит, что после гибели мужа - тоска одиночества и отсутствие выхода в лучшее (будущее). Кончалась записка обращением к Сталину: благодарю тов. Сталина за счастливую жизнь. Когда эту записку прочли, то запретили всему персоналу (больницы) провожать, скомкали похороны, но пациенты осыпали цветами гроб и проводили до могилы.

Благодарим за разрешение электронного воспроизведения текста - ответственного редактора издания В.П. Волкова.